Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 37" города Смоленска
  • Школьный этнографический музей

    Музей нашей школы № 37 этнографический.  Так как школа наша одна из «молодых» школ в Смоленске, 1990 года рождения, то музей наш тоже очень молод. Первыми экспонатами  были  демонстрационные материалы для преподавания истории Смоленщины. 

    Неподдельный интерес к сбору такого материала проявили не только обучающиеся школы, но и учителя и администрация.

    К 1998 году у нас в школе уже активно работал исторический краеведческий кружок и существовал действующий музейный уголок, который занял в 1999г. в смотре-конкурсе  музеев и музейных уголков 1 место.

    В 2000 году нам выделили  отдельное помещение, где состоялось торжественное открытие музея. На этот период у нас уже было 66 подлинных экспонатов.

    Музей работал очень активно и участвовал во всех без исключения мероприятиях (если позволял профиль музея) школы, города, области и получал дважды приглашение на Всероссийский конкурс.

     На X Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ реферат Ани Медосенковой по изучению нашего края с демонстрацией музейных экспонатов  занял I место.(2002г).

    Следующая наша работа была отмечена Грамотой Министерства образования Российской Федерации Центра детско-юношеского туризма и краеведения (2002 года).

    В 2002 году мы с гордостью получили от Министерства образования РФ свидетельство о присвоении звания «Школьный музей».

    К этому времени наш музей пополнился многими интересными экспонатами.

    Основными источниками поступления экспонатов являются:

    личные архивы, реликвии ветеранов – участников войны, проживающих в микрорайоне школы;

    поисково-исследовательская работа актива музея;

    учителя и другие сотрудники школы;

    учащиеся школы;

    родители наших учеников.

    Все экспонаты размещены в отдельном помещении. Основной фонд представляет собой собрание музейных предметов, соответствующих профилю музея. Все экспонаты при поступлении заносятся в фондовую книгу. Систематизация материала помогает не только учесть экспонаты, но и сохранить и передать их следующим членам музея для четкой организации работы.

    Тематика разделов основного фонда разнообразна:

    обстановка крестьянской избы, девушка на выданье, обработка льна, мужское ремесло, ярмарочные приобретения, литературные издания XIX – XX веков, боевая слава смолян, советская символика.

    Наиболее ценными являются такие экспонаты как: награды и наградные документы, фотографии военного времени,  документы биографического характера, фронтовые письма,

    письма-воспоминания послевоенного времени, предметы быта солдат.

    Также представлены: предметы быта крестьян, одежда из льна и шерсти, орудия труда для обработки льна, самодельные  изделия из дерева, фурнитура для рукоделия.

    В музее проводятся экскурсии, консультации, лекции, передвижные выставки, различные массовые мероприятия, которые играют важную роль в социализации обучающихся.   

    В музее проходили встречи с ветеранами Великой Отечественной войны сейчас мы посещаем наших ветеранов уже на дому (по их желанию и желанию их родственников). Ребята слушают их воспоминания, рассказывают о себе и беседуют о современной жизни. У нас собран большой материал по воспоминаниям участников и свидетелей тех страшных событий. Его мы используем в проведении исторических мероприятий.

    В музее проводятся  тематические  уроки :

    первый класс - «Как рубашка в поле выросла»; 

    четвёртый класс  - «Быт и культура  крестьянина»;

    восьмой класс  - «Быт и культура» по истории Смоленщины;

    девятый класс  - «Послевоенное восстановление Смоленщины» по  истории Смоленщины;

    десятый  класс  - « Итоги Великой Отечественной войны» по истории России.

    Наиболее распространенной для музея формой  просветительской работы является музейная экскурсия, т. е. коллективный осмотр музея посетителями, объединёнными в экскурсионные группы. Экскурсия - это одна из основных форм работы школьного музея с учащимися. Для оптимизации работы музея  составлен график посещения для обучающихся 1-10 классов и воспитанников детских садов. (Традиционно в музее приводятся экскурсии для детей детских садов «Катюша» и «Солнечный зайчик»).

    Главное отличие нашего музея от других состоит в том, что экскурсантам разрешается брать экспонаты в руки и пробовать ими пользоваться.

    При разработке экскурсий учитывались следующие критерии: возрастные особенности учащихся; доступность и научность излагаемого материала; эмоциональное воздействие материала.

    Тематические экскурсии обсуждаются на заседании Совета музея, состоящего из групп экскурсоводов, оформителей, фотокорреспондентов.

    Экспонаты   школьного  музея  используют в своей работе: учителя  по  изобразительному искусству, учителя технологии, учителя музыки.

    Учителя начальных классов на базе музея  знакомят  учащихся с бытом и культурой  наших  предков.

    Активом  музея проводится  постоянная  работа  по  исследованию культуры западных и  восточных  районов Смоленской области. Результаты таких исследований становятся материалом для подготовки новых экскурсий.

    Каждый год учащиеся нашей школы пишут творческие работы, рефе­раты, используя материалы школьного музея. С этими рефератами дети выходили на конкурсы и получали отличные отзывы.

    На базе музея работает кружок «Юный экскурсовод» и члены кружка с удовольствием ведут экскурсии для учителей, гостей и приглашают  посетить музей своих близких.

    Наличие большого количества экспонатов о жизни и деятельности селян дало возможность на базе музея начать  работу исторического кружка «Деревенская изба».

    Актив музея участвует в подготовке и проведении массовых мероприятий для школьников: посиделки с исполнением народных песен, проводы Зимушки – зимы, Колядки и др.

    Активисты музея выступают на историко-краеведческих конференциях, областных краеведческих викторинах, олимпиадах.

    Музей  стал не просто особым учебным кабинетом школы, но одним  из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
    Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

    За годы своего существования, музей неоднократно отмечался грамотами и благодарственными письмами.

    Руководитель музея

    Прудникова Валентина Васильевна.
    учитель истории, обществознания
    История, История (Россия в мире), История России. Всеобщая история, Краеведение, Обществознание

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie